Статьи

Что делать, если ребенок сквернословит?

Слово… Удивительное и загадочное явление человеческой жизни. Если заглянуть в Словарь сути слов Василия Гоча, мы прочитаем: Слово – Сила Любви и Воли Отца. Словом Творец одарил только человека! Как же бережно мы должны относиться к нашему Слову!
А что происходит на самом деле? Наша речь становится бедной, невыразительной, а порой превращается в сквернословие. И, к сожалению, это становится почти нормой человеческого общения. Дети, обладая впитывающим сознанием, как губки, впитывают речь взрослых. Но часто бывает, что в семье никто не употребляет бранных слов, а ребенок начинает сквернословить. Давайте разберемся, почему так происходит?

В разном возрасте, у детей имеются различные мотивы к сквернословию:
— В возрасте двух – пяти лет дети могут использовать дурные слова, просто подражая взрослым – домочадцам, либо услышанную речь на улице или у телевизора. Сначала они делают это неосознанно, а затем, видя яркую реакцию взрослых – специально, привлекая к себе внимание, превращая это в игру.
— В возрасте пяти – семи лет ребенок уже осознает, что такое матерное слово и может употреблять его, как протест против правил и общепринятых норм.
— Для детей в возрасте восьми – тринадцати лет сквернословие можно объяснить тем, что ребенку свойственно желание взрослеть, значит подражать взрослым, в том числе старшим товарищам. Жаргон начинает использоваться среди ровесников для самоутверждения. Взросление – процесс очень сложный, многогранный. Легче подражать старшим в самом простом, в том, что не требует особого душевного труда.
— К тринадцати — пятнадцати годам, как правило, эта потребность утихает, и подростки используют мат для выхода эмоций, для описания ярких ситуаций, для «красного словца».

Так что же нужно делать взрослому, столкнувшемуся со сквернословием ребенка?
Очень важно понимать истинные потребности ребенка, использующего бранные слова, чтобы правильно реагировать. Важно не просто запретить использование жаргона, а понять, какие внутренние переживания влекут за собой использование этих не свойственных человеку слов.
— В первую очередь мы обращаемся к себе, осознавая, что интеллектуальное развитие детей во многом зависит от речи окружающих взрослых. Не забывая однако, что в формировании культуры речи неотъемлемую роль играет и культура семьи в целом. Ведь речь — это только одна грань семейного уклада. Очень важно уважительное отношение между домочадцами, атмосфера спокойствия, доверия и любви.
— Если вы видите, что ребенок употребляет бранные слова из желания быть взрослее – помогите ему почувствовать себя таковым за счет других вещей: доверяйте выполнение более ответственных задач, говорите с ним, как с равным, советуйтесь в принятии решений.
— Расскажите ребенку об удивительной способности произносимых нами слов влиять на организм! Самый яркий эксперимент, о котором мы не раз говорили на занятиях, — исследования японского учёного Масару Эмото: кристаллы замороженной воды приобретают прекрасную или безобразную формы, в зависимости от того, с каким словом соприкасаются. Вода воспринимает и передаёт информацию. А человеческий организм на 80% состоит из воды! Таким образом, произносимые нами слова и интонации прямым образом влияют на наше физическое тело. Покажите ребенку альбомы Масару Эмото – это наглядный и яркий пример. Дети мыслят образами, и это легко укладывается в их сознании.
— Проведите вместе с ребенком эксперимент! Прорастите зернышки или семена, поливая их одинаковой водой с одним лишь различием – одну воду благодарите и говорите теплые слова, а другую ругайте с выражением. Увидев, то как развиваются живые организмы, напитанными разными словами и эмоциями, ваш ребенок задумается о том, какие слова употреблять ему.
Помните, что бесполезно ругать, наказывать ребенка за сквернословие. Плохие слова можно только заменить другой, чистой речью. Это огромный труд, ответственность и обязанность каждого взрослого человека. Если мы являем собой образ бережного, чистого отношения к слову, дети обязательно впитают в своё сознание этот образ и пойдут с ним по жизни